О возникновении и истории полноценных дипломатических отношений написано много книг. Но, пожалуй, единственным примером практически непрерывного представительства длиной в 2,5 тысячи лет могут служить отношения России и Армении.

На рубеже I тысячелетия до н.э. племена, называемые греческими историками Мужками, пришли из приазовья на армянское нагорье, и приняли участие в формировании государства Урарту и собственно армянского народа.

После падения Урарту и с самого начала существования Великой Армении, отмечается ее активное взаимодействие с царством Скифов/Сарматов/Алан/Ясов. В середине 2 века до н.э. между Великой Арменией и Сарматским царством был заключен первый договор «о дружбе и сотрудничестве», подкрепленный династическим браком армянского царя Арташеса Первого с аланской царевной Сатиник. С этого момента и начинается официальное дипломатическое взаимодействие между нашими народами.

Такого рода династические соглашения были традиционными. Войска древних держав, вторгавшихся в Закавказье, постоянно натыкались на «ограниченный контингент» скифских войск. Так, Аппиан сообщает, что с ними столкнулся римский полководец Помпей Великий в 60-е годы до н.э. По свидетельству Тацита, в середине I в. н.э. сарматы пришли на помощь к армянам во время военного конфликта с Парфией.

Армянские представительства были при дворах всех скифских царей, Тмутараканского княжества, Киевской Руси. Аланские князья нанимали армянских воинов в личную гвардию.

Позднее, история была весьма жестока к армянскому государству. Вплоть до 18-го века на эту страну обрушивались нашествия римлян, персов, арабов, византийцев, сельджуков, монголо-татар, Тимура, османов. Однако, отношения с Россией практически не прерывались, как на межгосударственном, так и на религиозном уровнях.

Многочисленные войны и гонения привели к образованию крупнейшей в мире армянской диаспоры, одна из древнейших частей которой – азово-кубанская.

С древнейших времен на Кубани сформировались три суб-этнические армянские группы : Черкесогаи, Амшенцы и Хемшилы, начиная с 15 века постоянно компактно проживающие на этой земле, и сохраняющие свои древние традиции.

Приняв христианство в 5 веке, и не поддержав ни одну из сторон раскола 1066 года, армяне испытывали давление как со стороны исламских народов, так и со стороны католиков. Этим также, отчасти, объясняется постоянное миграционное тяготение армян в сторону веротерпимой России.

Многочисленнее войны России с Турцией имели в своих целях, среди прочего, и освобождение армянского народа, о чем свидетельствует целый ряд императорских указов и воззваний об армянах, начиная с Петра I.

Сейчас более 5,5% населения Краснодарского края считают себя армянами. По своей численности они занимают второе место после русских.