«… коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…». Эти Некрасовские строки каждый из нас помнит со школьной скамьи. Отдавая должное слогу великого поэта, следует признать, что он был далеко не первым в подмеченных им особенностях. Гораздо более древний его коллега – Гомер – описал события, имевшие место в XII веке до н.э., участницами которых были далекие предки некрасовских героинь.

Согласно Илиаде, в начале Троянской войны царь Трои Приам призвал на помощь «равных по силе мужам Амазонок». Красивая поэма, однако, во многом нашла подтверждение уже в трудах историков.

Гекатей (550 лет до н.э.), Эсхил (525–456 гг. до н.э.), Пиндар (522–442 гг. до н.э.), Скилакс Кариандерский (521–485 гг.) и многие другие многократно упоминают Амазонок, живущих среди Скифов и Сарматов по берегам Понта – Черного моря.

Геродот, считал Амазонок дочерьми Арея (Ария у славян, Ареса у греков, Марса у римлян), и родоначальницами Сарматов.

Платон (429–348 гг. до н.э.) писал «… знаю, что бесчисленное множество женщин, называемых «савроматидами», живет между народами, окружающими Понт. Они не только ездят верхом, но и носят луки и всякое оружие и упражняются в их употреблении в строю так же, как мужчины».

Страбон более конкретно описывал место жительства Амазонок «…Они жили по северному скату той части Кавказа, которая известна под названием Громовых гор».

Дон или Танаис (Дана-ис) некоторыми древними писателями назывался Амазонией. Название же Танаиса, как говорит Псевдо-Плутарх, историк I в. н.э., получил по следующей причине. У одного героя-богатыря по имени Беросса (Бел-Росс) от амазонки Лисиппы (Лисы) родился сын, которого назвали Танаисом.

Диодор Сицилийствкий (I в. до н.э) описывает встречу Александра Македонского с царицей Амазонок Фалестрией, в начале его похода к Каспийскому морю.

И наконец, в книге Ф. Вописка «Жизнь божественного Аврелиана» читаем: «В триумфальном шествии Аврелиана шли со связанными руками взятые в плен иберы (грузины), персы, геты, аланы и сарматы. Вели также 10 женщин-гетеянок, которые сражались вместе с мужчинами; многие другие были убиты. Надпись на триумфальной арке гласила, что женщины эти из племени амазонок».

Вероятно, в этом и есть разгадка легенды об амазонках. Женщины наших предков - Гетов, Саков, Скифов и Сарматов имели больше «прав», чем у южных и восточных соседей. Они могли становиться главами государств и сражались вместе с мужчинами. Греческие авторы лишь немного поэтизировали их образ, да дали свое название, вероятнее всего составленное, по греческому обыкновению, из личного обращения «Аз- жона» - то есть «Я - женщина».

Русские женщины воевали издревле. В XVI и XVII ст. жены и дочери донских казаков шли в битву с врагами наравне с мужчинами. Это явление на Дону было обыкновенное. Во время знаменитого «Азовского сиденья» в 1641 г. в битве с турками участвовало до нескольких сот женщин. Всем памятны и знаменитые «женские батальоны», медики, партизаны и асы-летчики Второй Мировой. А ведь их никто и не подумал назвать амазонками.

НА Дону и на Кубани множество женских воинских захоронений «скифского» периода прямо говорит об амазонках. Но мы вряд ли найдем их отдельное царство, поскольку оно родилось лишь в творчестве греческих поэтов и историков, потрясенных небывалым для них социальным равенством наших предков.